Ко всем статьям

Как делать пальчиковый массаж для развития речи?

«Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». Помните слова детской потешки? А пальчик, которому не досталась кашка, назовёте? Если да, то вы уже знакомы с методиками пальчикового массажа для детей. Считается, что делать его нужно с первых дней жизни, чтобы у ребёнка правильно развивалась речь. Давайте разберёмся, так ли это на самом деле и как делать массаж детям разного возраста.

Зачем делать пальчиковый массаж?

Первые два года жизни играют очень важную роль в развитии ребёнка. В это время у малыша формируются когнитивные способности: память, умение воспринимать и анализировать информацию, а также передавать её с помощью речи, жестов и движений. Поэтому общение с мамой и другими близкими, любящими людьми необходимо крохе так же, как еда, тепло и здоровый сон. Пока малыш не научится говорить, это общение будет в первую очередь тактильным. Когда вы обнимаете, щекочете или гладите ребёнка, вы стимулируете его сенсорные рецепторы — нервные окончания, которые передают сигналы в мозг и заставляют его работать.

На ручках малыша расположено очень много рецепторов, а зоны в коре головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику рук и за речь, находятся очень близко и имеют зоны перекрытия. Это значит, что, когда вы трогаете пальчики и ладошки ребёнка, вы тренируете его когнитивные способности.

Когда начинать делать пальчиковый массаж рук ребёнку?

Массировать ручки нужно с рождения. Правда, пока это будет мало похоже на настоящий массаж. Достаточно лёгких поглаживаний и нажатий, а также упражнений на развитие хватательного рефлекса: просто подносите палец или небольшие игрушки к ручкам ребёнка, чтобы он мог за них ухватиться.

Когда ребёнку исполнится год, можно переходить к играм-потешкам. Например, знакомой всем «Сороке-белобоке». Читайте малышу стишок: пока по сюжету сорока готовит кашку, водите указательным пальцем по спирали по ладошке, а когда птичка начнёт кормить птенцов, загибайте по очереди пальчики крохи. Такие занятия включают поверхностные рецепторы на ручках ребёнка. Благодаря тому, что вы проговариваете все действия, малыш заодно учится связывать вашу речь с действиями и предметами.


С двух лет начинаем переходить к массажу, стимулирующему рецепторы глубокого давления. Для этого можно использовать массажные шарики с пупырышками, которые нужно прокатывать по ладошкам и пальчикам ребёнка, слегка надавливая. В этом возрасте малыш уже способен выполнять упражнения на развитие мелкой моторики: хватать и трогать небольшие предметы. Важно, чтобы он делал это под присмотром взрослых, потому что у крохи может появиться желание проверить, сможет ли он просунуть эту деталь себе в нос или в ушко.

Детям школьного возраста, которые начинают непривычно много писать, полезно делать расслабляющий массаж рук. Для этого помассируйте руку ребёнка круговыми выжимающими движениями с тыльной стороны, затем уделите внимание каждому пальчику и также помассируйте от ногтя к основанию. После этого большими пальцами круговыми движениями помассируйте ладонь ребёнка.

Полезно научить ребёнка делать такой массаж самостоятельно, чтобы он мог воспользоваться им, если руки устанут во время уроков или выполнения домашнего задания. Если он пока не может запомнить все движения, научите его игре «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Пусть сжимает и разжимает кисти в кулак несколько секунд, это тоже помогает расслабить руки.

Как подготовиться к массажу?

Сначала согрейте и разомните свои руки. Для этого можно потереть ладошки друг о друга, позажимать кулаки или подержать руки под струей тёплой воды. Убедитесь, что на ваших руках нет ранок и заусениц, от маникюра с длинными ногтями тоже придётся отказаться. Если кожа рук сухая, воспользуйтесь гипоаллергенным кремом, к которому малыш привык. Для массажа ребёнка в первый год жизни не стоит выбирать эфирные масла. Выбирайте проверенные средства.

Если заметили на руках у ребёнка ранки или аллергические высыпания, отложите массаж до их заживления или сначала обработайте кожу малыша специальным кремом или мазью от аллергии. После этого можно приступать к массажу, но делать его ещё более аккуратно и бережно, чем обычно.

Малыши не всегда рады массажу. Не стоит его делать, если ребёнок расстроен или капризничает. Процедура должна приносить ему радость и удовольствие. У детей от года могут быть проблемы с концентрацией и усидчивостью во время занятия. Поэтому превратите процесс в увлекательную игру со стишками, песенками и игрушками и не затягивайте упражнение. Нескольких минут в день для массажа вполне достаточно.

Где найти идеи для развивающих игр с ребёнком?

Если стишок про сороку-белобоку малыша уже не увлекает, новые потешки можно найти в интернете или в книгах. Мы выбрали три издания, которые вдохновят на новые идеи для игр на развитие мелкой моторики.

«Пальчиковые игры. Сорока-белобока кашку варила». В книге собраны игры-потешки с подробными иллюстрациями, как делать упражнения, а также идеи для организации пальчикового театра с детьми.

«Весёлые развивающие игры. С рождения до трёх лет». Автор книги Салли Голдберг объясняет, как развиваются мозг и когнитивные способности у ребёнка в раннем возрасте, и даёт упражнения, которые в этом помогают.

«Открой и закрой». Биолог Люси Феликс придумала и нарисовала книжку, в которой ребёнок следит за приключениями белого мышонка, а заодно выполняет упражнения на мелкую моторику рук, учит цвета и формы.


статьи по этой теме
«Колючий» мороз – откуда возникают цыпки у детей и как от них избавиться? перейти
Витамины А и Е для кожи ребенка перейти
Детские зимние виды спорта перейти
5 мифов о зимней косметике перейти
Рекомендуемые товары
Крем Морозко
Крем Морозко
Максимальная степень защиты от мороза
Крем рукавички
Крем рукавички
Надежная защита детских ручек в холодное время года